?

Log in

No account? Create an account

Next Entry

Как у истинного близнеца причин всегда много. Ну во-первых есть что сказать, и есть кому читать. Во-вторых всегда хотелось в шутливой иносказательной форме поговорить о достаточно серьезных вещах. Планирую сделать набор историй объединенных общей канвой, используя различный опыт, который мне подарила жизнь. В-третьих, написание сообщений в теме "Что мешает процветанию любимой Апсны" ссылка на страницу форума на 2010 год (мои основные выводы в сообщении темы 601) ссылка на страницу форума на 2010 год


Что должны знать собирающиеся отдохнуть или инвестировать в Апсны (Пхащароп по-русски)

Сейчас я попытаюсь объяснить, почему «Процветание любимой Апсны» невозможно в том смысле, который вкладывается европеизированными россиянами, развитие – да, только вопрос направления остается открытым.

В своих рассуждениях, я буду использовать материалы диссертации почетной гражданки Абхазии этнопсихолога Анна Бройдо

«Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 годов» глава глава II § 3. «Асасра (гостеприимство): мотивы осквернения и возмездия как движущие силы противостояния». Ссылка http://www.apsuara.ru/lib_b/broydo06.php Так что же такое гостеприимство по-абхазски?

«1. Устойчивость норм Асасра ( составляющая часть Апсуара) была обусловлена тем, что сегодняшний хозяин завтра сам оказывался в роли гостя и имел все основания рассчитывать на столь же самоотверженный прием: «То, что ты положил в котёл, то твоя ложка и извлечёт»

Для абхаза естественно, что, оказывая гостеприимство, он ждет ответного шага в размере определенном лишь его существующими потребностями. Вся помощь России, оказанная и оказываемая Абхазии, расценивается как ответный шаг, за гостеприимство русским. Значит, она не может быть возвратной, не может обсуждаться ее размер или ее использование абхазам.

Почему помощь следует рассматривать именно в качестве ответа на гостеприимство? Для абхазов земля – это подарок Бога за их следование Асасра. «Богом нам был дарован этот священный сад…» Значит, от подарка Бога отказаться нельзя, нельзя его подарить, продать и т.д, это грех и нарушение Апсуара.

Отношения к представителям других наций, постоянно живущими в Абхазии, также трактуется в соответствии с Асасра, они становятся «асассами», прибегнувшими к покровительству абхазов, т.е. «работными людьми», которым выделяется кусок земли «асассам», остающийся в собственности конкретного абхазского рода, в трактовке Асасра армянам, русским, грекам и т.д. ничего принадлежать на абхазской земле не может. «Там, где твоей тарелки нет, ложки не клади»,.

Пребывание на абхазской земле лиц других национальностей, рассматривается как пребывание гостя (вспомним время вхождение Абхазии в состав Российской империи и СССР, и проживание на земле абхазов русских), с последующим «долг - платежом красен», см. выше - «сегодняшний хозяин …… и имел все основания рассчитывать на столь же самоотверженный прием».

Понятия Апсуара являются главенствующими по отношению к любому другому законодательству, продажа земли или собственности на ней ( инвестиционные контракты, оформление купли-продажи недвижимости), не абхазу, рассматривается как нарушение заветов Апсуара и является в морально-этическом плане – ничтожной сделкой.

Теперь о гостях, на них накладываются не менее жесткие требование, нежели на хозяина.

Принцип один: «Дома – как ты хочешь, в гостях – как хозяева хотят» «Если же дурное поведение гостя переходило все границы, то он не только терял свой почётный статус и все привилегии, но мог потерять и жизнь»

Что является гранью, которую переходить нельзя – понятие достаточно относительное, и для другого менталитета, несопоставимое с ценностью человеческой жизни. Например, отказ разделить трапезу, если для тебя накрывали поляну, указать на неправомочность дополнительных сборов, упрекнуть деньгами, которые Россия перечисляет на содержание Абхазии и т.д., может ли быть расценено, как оскорбление достойного народа, которому даже Господь отдал то, что приберег для себя?

В том же источнике есть пример, где гость накормил своего коня кукурузой хозяина, не спросив разрешения. Поведение абхаза в этом случае может определяться пословицей «Ни один человек, преступивший абхазскую хлеб-соль, не уходил живым с нашей земли»

Так же следует отметить, что хозяин дома скован обязательствами гостеприимства, только границами собственного дома. Далее следует закон: «Зло творящего оставлять без наказания – для народа беда».

Я просто рассказала, то, что поняла, каждый сам для себя выбирает степень допустимого адреналина, и готовность принять на себя роль «гостя» по своеобразными правилами. Вот такой получился «Пхащароп… по-русски». показало мне количество желающих вставить свои пять копеек, в ущерб дискуссии заинтересованных сторон, что вообщем-то и привело к переносу серьезной темы, в раздел Юмора.

* Пхащароп в абхазском языке - слово, обозначающие понятие "то, о чем нельзя говорить вслух"

Форма дневника позволяет прислушиваться к одним мнениям и игнорировать другие. В- четвертых, да просто захотелось, кто хочет читает, а кто не хочет игнорирует. Пусть это будут тетушкины сказки, на сон грядущий ( правда крепкий сон не гарантирую)





Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
shorrena
Dec. 16th, 2010 05:05 am (UTC)
Прочитала на форуме сообщение и дальнейшие комменты. Вы так глубоко копали... А на вас обиделись - не повалили, как же...
Интересно, и оч похоже на правду. Причем не только про абхазов.
rurik_l
Dec. 16th, 2010 01:31 pm (UTC)
Спасибо за комментарий. Вы правы, что такие двойные стандарты свойственны для многих кавказских национальностей. Слышала звонок (14 декабря)некто Артура на радио "Эхо Москвы", жителя Чечни, как он представился. Речь этого юноши 25 лет повергла меня в шок - " Вы неправильно живете, мы приехали, чтобы подумать, что с Вами делать..." Причем видно было, что он искренне уверен, что имеет право решать наши судьбы и диктовать свое мнение. Мои посты в вышеуказанном форуме так же рассматривались, как диктовка своего мнения. Только разница существенна, если русские считают возможным именно обсуждать и договариваться, то у них - принимать за нас решение и убивать, если их мнение расходится с нашим.
А бои без правил в этой теме ( Вы еще не видели тех постов с матом и угрозами, которые стерли), они только закаляют характер, если относиться с этой позиции, то достать действительно невозможно.
shorrena
Dec. 16th, 2010 03:27 pm (UTC)
Ну, последам вчерашних событий - захожу на Одноклассники, там у мужа подруги из Тбилиси стоит статус: "Русские козлы разбушевались..."
Боже, мне так неприятно стало - ты-то чего лезешь? Сам живешь в Тбилиси, жена у тебя с польской и армянской кровью, сам безработный, работал на стройке в Португалии... Тебе только русские козлы мешают? А когда я у тебя на свдьбе была - я тоже была русской козой?!
Но попробуй скажи это в глаза - начнутся ужасные крики про страшный русский национализм.

А Вы прямо целое исследование провели - на основе научного труда. И там подтвердили, что ничего из этого исследования Вы не переврали...



rurik_l
Dec. 16th, 2010 04:00 pm (UTC)
Я бизнесом занимаюсь, поэтому и привыкла "копать", т.к. знаю - если где-то непонятки, они ОБЯЗАТЕЛЬНО выплывут.
Видно муж Вашей подруги таким всегда и был, это у нас русских такая привычка - в глаза высказать все что надо и иногда не надо, а у них - политес. Всегда ненавидела эту манеру, если льстит - значит, что-то надо. Поэтому нас русских не очень-то и любят, странные мы для них. А русских женщин - вообще не уважают, т.к. и к своим по-сути так же относятся, но свои - им детей "чистых кровей" рожают, а мы .... надо гуманитарную помощь оказать, резиновых Зин завести.
Бывают конечно исключения из правил, и тем они (исключения) интереснее.
asta_awi
Dec. 27th, 2010 06:22 pm (UTC)
нда....
для дилетанта в области истории/психологии/разбора ментальностей работа грандиозная... но читать смешно...
rurik_l
Dec. 27th, 2010 08:04 pm (UTC)
Жизнь расставит все по своим местам

Ба, знакомые все лица. Соскучились по мне на форуме Абхазия.ком, то-то я думаю, что это мне форумчане письма стали писать, говорят - скучно без меня на форуме стало, читать нечего, поспорить не с кем, спасибо что заглянули на огонек, только с Вашим мнением и манерой общения я уже знакома. Но тема писалась не зря, даже на главной странице сайта появилась статья официальных представителей Апсны, где их выводы уж очень совпадают с моими. Наверное, случайность? Но им можно, они же не "гости" http://www.abhazia.com/news17-17118.html

Порадую Вас цитированием, а то искать...

"В середине нулевых годов многим в Абхазии казалось, а после августа 2008-го это превратилось почти в уверенность, что в предстоящие годы поток приезжающих на отдых в Абхазию будет неуклонно расти, чуть ли не в геометрической прогрессии. Действительность оказалась, увы, иной. Удачные сезоны сменялись неудачными. Неудачам обычно находились объяснения в виде объективных причин, внешних обстоятельств ….
Нынче таких обстоятельств вроде бы не было, .. число приезжих отдыхающих снизилось лишь на 11-12 процентов по сравнению с прошлым годом ... Но этот сезон явно стал первым, когда в обществе, прежде всего в СМИ, столь громогласно заговорили о неконкурентоспособности Абхазии на мировом курортно-туристическом рынке, о системном кризисе нашей курортной отрасли.
Можно было бы очень долго, оперируя цифрами, перечислять слагаемые этой неконкурентоспособности, рассуждать о них, но лучше подеюсь несколькими своими воспоминаниями.
В минувшем октябре во время поездки на Северный Кавказ разговорился с одним черкесом. Человека этого невозможно заподозрить в нелюбви к Абхазии и абхазам, но на сей раз он говорил с недоумением и горечью о том, как были единодушны нынче в негативных оценках все его знакомые, ездившие отдыхать в Абхазию. Причем речь шла не о недостатках уровня комфортности, а об отношении к ним со стороны местных жителей. «Не надо, чтобы перед нами становились на колени, – говорили они, – но мы надеялись на элементарную вежливость, внимание, заинтересованность в том, чтобы мы приехали снова». ...
А вот просто хамство при обслуживании, просто желание впарить туристу фальсификат вместо приличного домашнего вина или меда встречается, увы, на каждом шагу. Такие «обиралы» напоминают развращенного беззаконием лентяя, который, чтобы не залезать на дерево за фруктами, предпочитает его срубить.
Да, принимая дома гостей, их абхазские ровесники будут стараться не ударить в грязь лицом, показать широту души, но в качестве обслуживающего персонала в общепите все это будет им «западло».
Что же делать? Долго, медленно и упорно менять психологию занятых в курортном бизнесе, который составляет сегодня основу экономики Абхазии, или, придя к выводу, что это бесполезно, ибо «у нас другой менталитет», попытаться переориентироваться на какую-нибудь другую «первую статью доходов»? Не знаю…
Недавно министр по налогам и сборам Абхазии заявил по телевидению, что не подтвердились прогнозы «некоторых наших экономистов», которые предрекали провал курортного сезона. Возможно, это был камешек в адрес кандидата экономических наук Беслана Барателиа. Тот в середине лета рассуждал о тревожных тенденциях в нашей курортной отрасли. Но если не кричать сегодня о реально существующих проблемах, не пытаться всем миром исправить ситуацию, завтра пресловутый «провал» неизбежно наступит.
В советское время большая часть курортников приезжала к нам по профсоюзным путевкам, которые стоили копейки, да и выбора у них особенно не имелось. Сегодня у отпускника есть возможность выбора, и в конце концов наши рвачи от курортного бизнеса вполне могут остаться наедине со своим хамством, непрофессионализмом, и в Абхазии эта отрасль вернется к ситуации первых послевоенных лет, когда сюда приезжали единицы отдыхающих, зато с них сдували пылинки"

Как видите, слово "менталитет" им так же знакомо.

( 6 comments — Leave a comment )