rurik-l (rurik_l) wrote,
rurik-l
rurik_l

Category:

Русский крепостной крестьянин. Опрятный, смышлёный и свободный.



Крестьяне Ярославской Губернии.1836 год. Акварель из труда "Древности Российского государства" Фёдора Григорьевича Солнцева. Выпущен в Москве в течение 1849—1853 годов.

                                                       

***





Из книги Юрия Шамурина, "Культурные сокровища России. Ярославль, Романов-Борисоглебск, Углич". 1912 год. (Стр.89,90)

Когда говорят о крепостном праве, принято иметь в виду Россию. В России крепостное право было введено лишь в 1649 году, а в западной Европе же, уже с IX века оно стало распространяться повсеместно. Именно в Европе, в отличии от России, крепостное право было жестоким, особенно в польских и литовских герцогствах (Речи Посполитой, чьи феодалы были в основном западные европейцы), феодал мог иметь право на жизнь, смерть и честь крепостного. В России крепостное право хоть и было отменено в 1861 году, примерно на 50 лет позже чем в западной Европе, но по сути оно существовало только на бумаге. Вопреки распространенному мнению, именно русские крестьяне, как юридически, так и фактически, имели право жаловаться на своих помещиков и активно им пользовались, вплоть до 1861 года.

Либерал-революционеры, состоящие из всяких сортов анархистов и социалистов, демонизируя жизнь русского крестьянина, сознательно выдавая исключения за правило и распространяя всему миру жуть о якобы "свинцовых дикостях" его жизни, выставляя образ России в мире в самых черных красках, преследовали совсем иную цель, чем забота о русском крестьянине. Русофобы всех мастей были широко представлены в советской школьной программе .

Император Александр II, который отменил крепостное право, был убит членами "Партии Народной Воли" (одним из которых был старший брат Ленина), когда ехал подписывать первую Российскую конституцию.

Крепостное право само по себе явление безусловно отрицательное, и отдельные случаи заслуживают самого глубокого осуждения, но разве сознательное выставление и распространение ложного образа жизни русских крестьян всему миру как рабов и скота, не является унижением достоинства этих людей? Русские крепостные крестьяне не были рабами, и не ощущали себя таковыми.

А. С. Пушкин в своей незаконченной статье "Путешествие из Москвы в Петербург" (1833—1835) (написанной в ответ на "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева) описывает разговор со своим попутчиком англичанином о русских крепостных крестьянах (отрывок):

"Что поразило Вас более всего в русском крестьянине?".....Англичанин: "Его опрятность, смышленость и свобода"...

Как жили крепостные крестьяне и вообще простой народ в России, как описывали их жизнь и быт очевидцы тех времен?





Ф.Н. Слепушкин. Гравюра работы Н. Штабе

Фёдор Никифорович Слепушкин родился в 1783 году в селе Малое Мочино Ярославской губернии. Будучи крепостным крестьянином Е. В. Новосильцевой (урожденной графини Орловой), Федор Никифорович занимался живописью, поэзией, писал стихи. А в 1826 году крепостной крестьянин издал свою первую книгу стихов "Досуги сельского жителя", привлекшую внимание министра народного просвещения А. С. Шишкова, который представил ее Николаю I. Император пожаловал поэту-самоучке дорогой кафтан с золотыми галунами, а императрица Александра Федоровна послала ему золотые часы. Вдовствующая императрица Мария Федоровна пожелала увидеть самого Слепушкина, и он был ей представлен Шишковым. После беседы с поэтом о его семье и стихотворениях, Мария Федоровна вручила ему еще одни золотые часы.





Академия наук наградила Слепушкина золотой медалью, написав ему:

"Почтеннейший крестьянин Федор Никифорович! Российская императорская академия в заседание свое сего генваря 23-го дня 1826 года слушала стихотворное сочинение твое, под названием "Досуги сельского жителя". Академия с удовольствием и не без удивления к природным дарованиям твоим нашла оное весьма хорошим, как по изящному вкусу и благонравию, так равно по простому, но благородному слогу и чистому языку, сельским описаниям приличному; а притом ведая, что ты, при должном попечении о семействе своем, не отставал никогда от занятий, состоянию твоему сродных, научился также самоучкой живописному искусству и добрым поведением своим от многих заслужил похвалу, определила в одобрение за похвальную жизнь и труды твои награду, состоящую из средней золотой медали с подписью: "приносящему пользу русскому слову".

В 1828 году вышло второе издание его сборника "Досуги сельского жителя", в которое было добавлено сорок новых стихотворений. В 1836 году вышла поэма "Четыре времени года", а в 1834 году за стихотворение написанное на открытие Александровской колонны ему была пожалована золотая медаль на Андреевской ленте. В том же, 1834 году, вышла книга "Новые досуги сельского жителя", а в 1840 году сборник, изданный Академией наук. Слепушкину удивлялись в Англии, Франции и Германии, где переводились и издавались его стихи.

Подробнее о Ф.Н. Слепушкине: История крепостного крестьянина-поэта Фёдора Никифоровича Слепушкина

                                                                         ***





Из статьи в журнале "The Illuestrated London News" от 21 Июля, 1855 года. "Sketches of russian Life" (Очерки о русской жизни), отрывки. Стр. 85.:

...."В конце апреля или начале мая, в зависимости от того, насколько суровой была зима, орудия Петропавловской крепости возвещают жителям Петербурга, что лёд сломал свои оковы, и великолепная Нева теперь свободна. Затем комендант крепости подходит на своём катере, ступает на берег, приветствуемый восхищенной толпой, в которой генералы, князья и простые мужики все толкутся вместе, и следует к Зимнему дворцу, где он преподносит Императору чашу восхитительной невской воды, а взамен получает щедрый дар за свой труд....

В эти дни на Адмиралтейской площади проводится ярмарка....Царская семья, весь двор и знать прогуливаются вокруг балагана и, очевидно, получают не меньше удовольствия от этих нелепых танцев, пения и восторга простого люда, что и они сами. С ними обращаются с уважением, и это смешение знати и крестьян выглядит совершенно естественным и правильным".....

                                                                        ***

Из книги Адольфа Цандо "Состояние дел в России в 1850 году" (Russische Zustände im Jahre 1850, Verlag Nestler&Melle), изданная в 1851 году в Гамбурге, Германия. Автор прожил в России 14 лет, изучив язык, обычаи и быт русского народа.

Из главы "ИМПЕРАТОР":

"Если же хочется по-настоящему убедиться в правдивости чувств, которыми пронизан этот народ по отношению к своему правителю, то стоит посетить большие парады, где присутствуют тысячи зрителей, народные гуляния в городе и за пределами него, на которых часто присутствуют император и императорская семья. Без всякого сопровождения смешивается император с народом, который и является его самой надёжной, верной и сильной охраной. Он не знает страха и не дрожит при каждом своём шаге, как некоторые европейские правители, он знает сердце своих подданных. Повсюду, где он появляется, со всех сторон слышны приветственные крики, а слова: «Наш Государь здесь, да благословит его Господь!» передаются из уст в уста, как я сам слышал бесчисленное число раз."

                                                                        ***

Иоганн Готтфрид Зойме, 1763 – 1810, немецкий писатель и поэт, родился в бедной крестьянской семье. В 1805 году он совершил путешествие в Россию и Швецию. Из его книги "Моё лето" (Mein Sommer), в переводе с немецкого языка:

"Мне пришлось по душе наблюдать, как император Александр,

красивый дружелюбный молодой человек, без страха и принуждения

шел от парада к параду через плотную толпу народа, состоящую из всех

слоев общества и национальностей, открыто и доброжелательно,

и никому не требовалось какое-либо разрешение, чтобы приблизиться к нему."

                                                                ***





"Общее введение в историю Российской Империи". Первый Том. Часть первая. 1835 год. Автор: Доктор исторических наук при Кёнигсбергском университете, Фридрих Вильгельм Шуберт. Выдержки из описания положения крепостных крестьян в России. Стр. 191-195:

"О государственных крестьянах: Каждые три года выбирается волостной депутат, также свой староста, который управляет деньгами, и староста, который разбирает ссоры и курирует положение сирот и овдовевших. В каждом селе есть свой деревенский депутат, которого крестьяне выбирают каждый год и который в случае каких-либо притеснений со стороны управляющего должен донести эти жалобы до самой высшей инстанции. Деревни и поля должны располагаться так, чтобы расстояние между ними было не более 4 верст. Крестьянин имеет право продавать урожай по своему усмотрению. Если же поле находится дальше 4 верст, и крестьянину приходится переезжать на новое место, то канцелярия берет на себя все расходы, включая оброк с этих полей в течение нескольких лет.

Каждый церковный приход обязан на свои средства обеспечить возможность крестьянским детям от 6 до 10 лет обучаться в школе, а родителям самых лучших учеников предоставляются всяческие льготные условия при платеже оброка. Каждое управление обязано на свои средства содержать для больных крестьян больницу. В каждом управлении должны содержаться запасы зерна, чтобы в случае неурожая крестьянин мог засеять свои поля.

Крепостные крестьяне помещиков работают три дня в неделю на оброк, остальные дни они предоставлены самим себе. Если же помещик незаконно и жестоко обращается со своими крестьянами, то наказание несёт не только он сам, но также и губернатор, который допускает или замалчивает такие случаи. Кроме того, в случае неурожая помещики обязаны содержать и кормить крестьян, а также предоставить им на следующий год семена для посева.

Продавать крестьян запрещено - только земли с расположенными на них полями и деревнями. Помещик должен заботиться, чтобы крестьянин мог платить в казну. Ему строго-настрого запрещено принуждать крестьянина работать для оплаты долгов самого помещика. Крестьянам разрешено торговать собственным урожаем по своему усмотрению, а также скупать в других деревнях различные изделия и торговать ими на рынках. Кроме того, они могут брать в долгосрочную аренду почтовые станции, а помещик выступает в этом случае гарантом.

Оброк платится в зависимости от количества земли и управления, примерно от 1 до 2,5 рубля серебром в год".

                                                                          ***

Чтобы примерно понять финансовую нагрузку крестьянина при платеже оброка, мы приведем статистику цен в Российской империи на 1835 года. Как следует из данных вышеприведенного автора, крестьяне могли продавать урожай по своему усмотрению, и платили оброк в год от 1 до 2,5 рублей серебром в год. Ниже указаны цены на рожь и овес в различных губерниях, которые колеблются от 3-4 рублей до 14-28 рублей за четверть (12 пудов).

перевод с немецкого:

В году 1835.

Самые высокие (в июле).

28 руб. за четверть ржи, в Псковской губернии.

14 руб. за четверть овса в Псковской и Витебской губерниях.

Средние:

10 руб. за четверть ржи в губерниях: Воронежской, Вятской, Казанской, Курской, Херсонской.

7 - 6 руб. за четверть овса, во многих местностях средней России.

Низкие:

4 руб. 54 коп. за четверть ржи в Енисейской губернии.

3 рубля за четверть овса в Енисейской и Пензенской губерниях.

оригинал:





Статистика цен из книги "Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношении" (Rußland in historischer, statistischer, geographischer und literarischer Beziehung) , Том 1, 1839 год.

                                                               ***

Отрывок из рассказа А. С. Пушкина "Путешествие из Москвы в Петербург" (1833—1835) (написанной в ответ на "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева) где он описывает разговор со своим попутчиком англичанином о русских крепостных крестьянах (отрывок):

Англичанин: Вообще повинности в России не очень тягостны для народа. Подушная платится миром. Оброк не разорителен (кроме в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности умножает корыстолюбие владельцев). Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своему крестьянину доставать оный, как и где он хочет. Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда за 2000 верст вырабатывать себе деньгу. И это называете вы рабством? Я не знаю во всей Европе народа, которому было бы дано более простору действовать.

                                                                    ***

                                                               





От Амалии фон Лиман, молодой девушки, из поездок с родителями по нескольким землям России, в доверенных письмах её подруге и прежней гувернантке, Хелене Гаттерер в Гёттингене. Типография Розенбуш, 1794 года. Гёттинген, Германия.Небольшая часть из рассказа, например про Кострому:

"Вечером около 7 часов мы поехали дальше, и ночью мы прибыли в губернский город Кострома. После обеда мы осмотрели город, он очень большой, все здания из камня, как в Санкт-Петербурге. В городе есть очень великолепный монастырь. После обеда мы осмотрели фабрику графа Воронцова, она находится примерно в 6 верстах от города, в очень красивой местности. На обратном пути мы осмотрели монастырь. После того как мы переночевали, мы продолжили наше путешествие в деревню Иваново. Это очень большая деревня, принадлежащая графу Шереметьеву. В ней находится очень много маленьких ткацких фабрик....

Крестьяне там очень богаты, хотя и не занимаются земледелием; каждый печатает льняные платки, в воскресенье несет свою недельную работу на рынок, продает свой готовый товар, покупает себе новый материал и начинает работать в понедельник снова, и живут они так из года в год.

Два крестьянина в тех местах владеют хорошими фабриками, и в их распоряжении есть свои крестьяне. Один из них пригласил нас погостить у него. Я не могу вам даже описать, как мы были восхищены, иметь возможность погостить дома у местного крестьянина. Он жил в большом каменном доме, очень чистом, в комнатах была лучшая мебель из красного дерева, фарфор и серебро; стулья и занавески из ситца, по последней моде с бахромой и кистями.

После завтрака, он повёл нас в местную каменную церковь, недавно построенную, очень красиво и искусно разрисованную внутри, особенно алтарь. На эту церковь они потратили тридцать пять тысяч рублей. Я Вам уже писала, моя любовь, что все крестьяне здесь фабриканты, и они сделали всё своими руками, никакой иностранец не работал над этим; вырезанные узоры были делом рук местных мастеров, живопись тоже от них, даже кирпичи были местного обжига.".....

                                                                              ***

"Отечественные записки" Часть 14, № 38 , июнь 1823 года. Письмо князя Козловского.

Благодетельные крестьяне

Село Баршовка, марта 24, 1823 года.

"Костромской губернии, Кинешемского уезда в деревне Ванячках, принадлежащей Ан. Пет. Хрущеву, живут два крестьянина, двоюродные братья, Петр Кузьмич и Иван Степаныч Коноваловы.

Хорошим поведением и честностью они заслужили уважение соседей; довольно одного их слова, чтобы примирить ссорящихся. — Они занимаются торговлею на довольно значительную сумму — чем и приобрели хороший капитал; но Коноваловы не копят золота, чтобы запирать его в кладовых; а употребляют достояние свое благороднейшим образом: где случится несчастье от пожара (что они стараются разведывать), то тотчас Коноваловы посылают на всякий сгоревший двор хлеб и соль, 10 р. асс., тулуп, а летом кафтан, а иногда и две рубашки.

далее ЗДЕСЬ


Tags: история Руси
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пробуждение.

    Каждый год природа стряхивает с себя зимнюю стужу, расцветает новыми красками. Т ак и мы отряхиваем накопившиеся проблемы и хандру и строим новые…

  • Спасти рядового Артеменко

    Руководитель проекта МИА "Россия сегодня" "Нюрнберг. Начало мира" Наталия Осипова — о дегероизации ветеранов…

  • Ростислав Ищенко: Семь лет мерзости и запустения.

    19 февраля 1954 года Крым был официально передан в состав УССР. Украина достигла предела своего территориального расширения. В течение нескольких…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments