?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Великий русский ученый Иван Петрович Павлов (1849-1936), проживший необыкновенно долгую и плодотворную жизнь во славу русской науки, с младенческих лет был воспитан в православном духе. Российская Академия Наук удостаивает Павлова звания члена-корреспондента в 1901 году, а с 1907 года он становится академиком. В 1904 году научные заслуги русского физиолога были признаны всем миром: Павлов удостоен Нобелевской премии за многолетние исследования механизмов пищеварения, и он стал первым русским лауреатом.




Иван Павлов в Императорской Военно-медицинской академии, 1913 год

Без всякого сомнения академик Павлов был самым "безбашенным" ученым в мире.

Он нахально критиковал "красную" власть, которая без малейших угрызений совести уничтожала  в огромных количествах гораздо более молчаливых россиян, чем шумный Павлов.  Почему не трогали Павлова? Вряд ли Нобелевская премия была надежной защитой, скорее всего была конкретная команда с самого "верха": "не трогать". А Павлов понял это и наглел не по дням, а по часам. При "красных" Павлов вплоть до своей кончины руководил Институтом физиологии АН СССР. По рассказам очевидцев, академик Павлов являлся на советские официальные приемы с полным "иконостасом" царских наград и орденов. В праздничные дни церковного календаря на дверях его лаборатории красовалась записка "Закрыто по случаю праздника Святой Пасхи". В воспоминаниях Романа Гуля приведен рассказ советского писателя Федина о мятежном академике, "который "единственный во всем Союзе" открыто не признавал Советскую власть и не стеснялся об этом говорить с кафедры".

Трудно даже представить это, но он (возможно, первым в мире) вполне справедливо назвал большевиков - "фашистами". Письмо академика Павлова в Совнарком: "Революция застала меня почти в 70 лет. А в меня засело как-то твердое убеждение, что срок дельной человеческой жизни именно 70 лет. И потому я смело и открыто критиковал революцию. Я говорил себе: "чорт с ними! Пусть расстреляют. Все равно, жизнь кончена, а я сделаю то, что требовало от меня мое достоинство". На меня поэтому не действовали ни приглашение в старую чеку, правда, кончившееся ничем, ни угрозы при Зиновьеве в здешней "Правде" по поводу одного моего публичного чтения: "можно ведь и ушибить..." Теперь дело показало, что я неверно судил о моей работоспособности. И сейчас, хотя раньше часто о выезде из отечества подумывал и даже иногда заявлял, я решительно не могу расстаться с родиной и прервать здешнюю работу, которую считаю очень важной, способной не только хорошо послужить репутации русской науки, но и толкнуть вперед человеческую мысль вообще. Но мне тяжело, по временам очень тяжело жить здесь – и это есть причина моего письма в Совет. Вы напрасно верите в мировую пролетарскую революцию. Я не могу без улыбки смотреть на плакаты: "да здравствует мировая социалистическая революция, да здравствует мировой октябрь". Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было.

Ведь только нашим политическим младенцам Временного Правительства было мало даже двух Ваших репетиций перед Вашим октябрьским торжеством. Все остальные правительства вовсе не желают видеть у себя то, что было и есть у нас и, конечно, вовремя догадываются применить для предупреждения этого то, чем пользовались и пользуетесь Вы – террор и насилие. Разве это не видно всякому зрячему! Сколько раз в Ваших газетах о других странах писалось: "час настал, час пробил", а дело постоянно кончалось лишь новым фашизмом то там, то сям. Да, под Вашим косвенным влиянием фашизм постепенно охватит весь культурный мир, исключая могучий англо-саксонский отдел (Англию, наверное, американские Соединенные Штаты, вероятно), который воплотит-таки в жизнь ядро социализма: лозунг – труд как первую обязанность и достоинство человека и как основу человеческих отношений, обеспечивающую соответствующее существование каждого – и достигнет этого с сохранением всех дорогих, стоивших больших жертв и большого времени, приобретений культурного человечества. Но мне тяжело не оттого, что мировой фашизм попридержит на известный срок темп естественного человеческого прогресса, а оттого, что делается у нас и что, по-моему мнению, грозит серьезною опасностью моей родине.

Во-первых то, что Вы делаете есть, конечно, только эксперимент и пусть даже грандиозный по отваге, как я уже и сказал, но не осуществление бесспорной насквозь жизненной правды – и, как всякий эксперимент, с неизвестным пока окончательным результатом. Во-вторых, эксперимент страшно дорогой (и в этом суть дела), с уничтожением всего культурного покоя и всей культурной красоты жизни.

Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Если бы нашу обывательскую действительность воспроизвести целиком, без пропусков, со всеми ежедневными подробностями – это была бы ужасающая картина, потрясающее впечатление от которой на настоящих людей едва ли бы значительно смягчилось, если рядом с ней поставить и другую нашу картину с чудесно как бы вновь вырастающими городами, днепростроями, гигантами-заводами и бесчисленными учеными и учебными заведениями. Когда первая картина заполняет мое внимание, я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас это называется республиками. Как это понимать? Пусть, может быть, это временно. Но надо помнить, что человеку, происшедшему из зверя, легко падать, но трудно подниматься.

Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного человеческого достоинства. Когда я встречаюсь с новыми случаями из отрицательной полосы нашей жизни (а их легион), я терзаюсь ядовитым укором, что оставался и остаюсь среди нее. Не один же я так чувствую и думаю?! Пощадите же родину и нас".

Академик Иван Павлов. Ленинград 21 декабря 1934 г.





Разумеется, власти было наплевать на призывы и увещевания великого ученого. Хоть не расстреляли, и то спасибо. С другой стороны, он ведь не дожил до 1937 года, когда даже крупных ученых расстреливали сотнями...

Чтобы хоть как-то противостоять наглому троллингу Павлова большевистские пропагандисты придумали театральную постановку пьесы, в которой речь шла об успешном перевоспитании ученого с "антисоветскими взглядами". Ученый по ходу пьесы "осознает ошибки" и в финале произносит : "Я несу в своем сердце самую горячую, самую преданную любовь к Сталину и его делу..." В редактировании этой пьесы принимал участие сам Сталин, однако постановка произвела впечатление на кого угодно, кроме самого Павлова. Он так и умер «антисоветчиком». Крепкий духом был мужик, что и говорить.

Наверное, излишне напоминать, что именно академик Павлов послужил прообразом профессора Преображенского из знаменитой сегодня повести "Собачье сердце" М.Булгакова.
источник

Как емко и точно все обобщено в письме академика Павлова. Талант в одном талантлив во всем.

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
voenjur
Nov. 6th, 2018 08:57 am (UTC)
Ни когда не слышал об этих фактах.
rurik_l
Nov. 6th, 2018 09:33 am (UTC)
Интересная личность Павлов.
ded_port_sam
Nov. 6th, 2018 10:26 am (UTC)
Не знала, что он был англофилом... Жаль.
rurik_l
Nov. 6th, 2018 11:48 am (UTC)
Откуда такие выводы??? "Кроме англосаксов" - потому что именно они этот "эксперимент" и ставили.
ded_port_sam
Nov. 6th, 2018 11:52 am (UTC)
Да, это был эксперимент - диверсия англосаксов. Стоит ли винить тех, кто этой диверсии пытался противостоять?
А насчет фашизма, ему как ученому должно быть известно, что "после" не значит "из-за этого". Это было продолжение диверсии англосаксов.
rurik_l
Nov. 6th, 2018 02:06 pm (UTC)
Поддались искушению... Разве за это не наступает ответственность? Дьявол искушает, а человек принимает решение и несет за него ответственность, это только животные от нее освобождены, ибо неВедуют.
ded_port_sam
Nov. 6th, 2018 07:18 pm (UTC)
Искушению кто только не поддавался.
(Deleted comment)
luanda_ru
Nov. 6th, 2018 07:59 pm (UTC)
Наверное человек был уже не совсем в себе, 87 годков уже было ему, тем более говорить про фашизм, который он и не видел... До настоящего фашизма он не дожил. И что он подразумевал под словом фашизм? Сегодняшний фашизм наверняка не чета тому, столетней давности.
rurik_l
Nov. 6th, 2018 10:27 pm (UTC)
А что по Вашему фашизм? В чем суть идеологии?

К примеру: Родоначальником фашизма считают бывшего лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, бази­ровавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции «органистского государства» (оправдывающего агрессивные дей­ствия властей во имя блага преданного ему населения), пропове­довала «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.


Это один из вариантов. Не Гитлер придумал эти идеи... он их лишь реализовывал.

Edited at 2018-11-06 07:30 pm (UTC)
luanda_ru
Nov. 7th, 2018 12:18 am (UTC)
Идеи фашизма в любом виде ужасные, и потому сравнение большевиков с фашистами у Павлова явно перебор.
rurik_l
Nov. 7th, 2018 06:51 am (UTC)
Это Вам с детства внушали, что большевизм это хорошо, а для Павлова, это разрушители его страны, те, кто убивал его сограждан. А реально, без иллюзий посмотреть на те времена???
luanda_ru
Nov. 7th, 2018 02:08 pm (UTC)
Я не говорю, что большевизм 1917 года- это хорошо. Но надо отличать большевизм Ленина 1917 года и большевизм Сталина 1930 годов.
Это совершенно противоположные вещи, посмотрите и Вы другим взглядом. Сталинские чистки - это же убраны из власти все засланные большевики-коммунисты из Америки и Англии. А вторая волна призыва в партию большевиков - пришли русские люди. Поэтому поставьте водораздел ДО и ПОСЛЕ.
Павлов в таких тонкостях, конечно же, не разбирался - всех одной метлой в топку...
Фильм Чапаев вспомните - про вопрос "ты за большевиков али за коммунистов?" Вот тут вся соль фильма. Тогда что-то понимали разницу, теперь не понимают!
rurik_l
Nov. 7th, 2018 02:47 pm (UTC)
А Вот Вы как раз разницы не понимаете. Я против как большевиков, так и против сталинистов. Нет идей, оправдывающих средства!!!

В чем разница с Гитлером? Только в деталях. У одних гегемон - арийская раса, у другого - рабочий класс. А чем виноваты крестьяне, низведенные до рабов, пораженные в правах и не имеющих возможности выехать из деревни? Тем что кормили гегемона, или интеллигенция, создающая новое оборудования, новые технологии в шарагах, или на лесоповалах, развлекающая приезжее начальство?

Гитлер обеспечивал своего гегемона за счет других народов, а Сталин за счет остального населения России, в основном русского народа, ибо сам был нерусью, и выселял казаков на Кавказе, освобождая землю для своих.

Разве у Гитлера было столько лагерей для собственного населения?

У нас была война не с фашизмом, а с захватчиками, и надо перестать пукавить. Эта идеология осталась и проросла сейчас на Украине, поэтому они и остались совком.
luanda_ru
Nov. 7th, 2018 04:25 pm (UTC)
Спорить не буду. Для вас нет ничего святого... Для меня Советская власть - наше всё. И хотелось бы послушать тех крестьян, за которых вы ратуете, что они были рабами. Ха-ха. Мои все родственники были теми крестьянами, да только ни у кого не было такой извращённой мысли, чтобы считать освобождение от барской зависимости и получение надела своей земли поражением. Как говорится - у каждого своя правда... Какие идеалы, такая и правда. Советская власть - власть советов, т.е народа, да видно у кого-то сегодня власть партократии и олигархата святее.
rurik_l
Nov. 7th, 2018 09:59 pm (UTC)
Что-что??? Какой надел? Это колхозный что-ли? А Вы знаете, что землю крестьянам раздал еще Столыпин.Но из-за плотности населения в Европейской части России, наделы были маленькими. Недостающую они арендовали у помещика за 10% урожая, или могли бесплатно получить большие наделы при переезде в Сибирь. Сравните это с современными налогами.

Но они и это не считали справедливым, и хотели всю землю. Жадность сгубила.

Вы историю не хотите освежить в памяти?
leonid_vlad
Nov. 7th, 2018 09:49 am (UTC)
Хочу спросить
Хочу спросить- а чем лично для Вас ужасны идеи фашизма Муссолини?
Или для Вас ужасна практика фашизма в Королевстве Италия?
luanda_ru
Nov. 7th, 2018 02:13 pm (UTC)
Re: Хочу спросить
Для вас не ужасна? Про идеи что говорить? Идеи всегда выглядят не так, как практика. Ужасает практика. И фашизм 30 годов уже был мороком, когда жгли книги и сажали неугодных.
leonid_vlad
Nov. 7th, 2018 02:58 pm (UTC)
Re: Хочу спросить
24 декабря 1928 года Муссолини утверждает «Программу комплексной мелиорации земель», благодаря которой за 10 лет страна получила более 7700 тыс. гектаров новых пахотных земель[30]. Заброшенные и невозделываемые территории были быстро приведены в порядок и заселены 78 тысячами крестьян из самых бедных районов Италии. Работы стали проводить на берегах реки По, на заболоченных равнинах по берегам Тирренского и Адриатических морей[30]. Более 60 тыс. гектаров болот, столетиями являвшихся рассадниками малярии, были осушены и разделены на 3 тыс. участков для бедных. Там же строились новые города
_______________________
Я правильно понял, что когда государство заботится о нас, крестьянах,
а не об профессорах из университетов итальянского севера,
это очень плохо?
luanda_ru
Nov. 7th, 2018 04:33 pm (UTC)
Re: Хочу спросить
Кто же отрицает заботу? Но разве фашизм о вас заботится? Тут главную роль играет авторитарное руководство. Хотя, я как раз и разделяю тот фашизм и гитлеровский. Две большие разницы, как говорят в Одессе. Возможно идеи не столь ужасны, воплощение разное.
Потому сравнивать слова Павлова о тех годах с фашизмом- это ещё подумать надо, что под фашизмом он понимал.
leonid_vlad
Nov. 7th, 2018 05:03 pm (UTC)
Re: Хочу спросить
Авторитарное руководство в СССР крестьян коллективизировало
luanda_ru
Nov. 7th, 2018 05:45 pm (UTC)
Re: Хочу спросить
Коллективизация - это хотя и насильно проведённое, но благое дело. Если бы не коллективизация, то крестьяне-одиночки не смогли бы, а кулаки не дали бы провести быстро подъём сельского хозяйства. Из-за проблем с сельским хозяйством и кризис системный разразился. По сути община -это форма существования русского крестьянства, которую порушили в 19 веке. Сталин восстановил это. И на крестьянскую силу опирались большевики, и потому победили. Крестьяне поддерживали революцию, мы помним советскую власть как власть народа, мы существуем сейчас благодаря советской власти (в отличие от мнения автора журнала).
leonid_vlad
Nov. 7th, 2018 08:27 pm (UTC)
Re: Хочу спросить
Не эту глупость я отвечать не буду
leonid_vlad
Nov. 7th, 2018 03:27 pm (UTC)
Хочу спросить

Сажали невиновных при Муссолине?
Согласен с Вами.
И много таких было?
И приведите пример, когда при Муссолини жгли книги.
luanda_ru
Nov. 7th, 2018 04:37 pm (UTC)
Re: Хочу спросить
Да я не о Муссолини вообще, а больше о гитлеровском фашизме. Тогда на площадях жгли книги и сажали людей без суда и следствия.
Период Муссолини почти не знаю, но его же обозвали фашистским режимом? За что? Думаю, что не за заботу о крестьянах.
leonid_vlad
Nov. 7th, 2018 05:01 pm (UTC)
Re: Хочу спросить
У Гитлера не было фашизма.
У него- национал-социализм
luanda_ru
Nov. 7th, 2018 05:39 pm (UTC)
Re: Хочу спросить
Да, согласна. Но нам всё смешали. Теперь нацизм=фашизм. Кто и зачем это делал? Чтобы опорочить саму идею, несомненно.
( 27 comments — Leave a comment )